Род. 9.12.1955 (г. Караганда, КазССР, СССР).
Из семьи российских немцев-рабочих.
Гражданка Российской Федерации.
Образование: Карагандинский государственный университет, ист. ф-т по специальности «историк, учитель истории и обществоведения» (1977), заоч. аспирантура при ОмГПУ (1994–1998).
Ученая степень, звание: д-р ист. наук (2009), канд. ист. наук (1998).
Область научных интересов: история России (конец XIX в. – 1930-е годы), история науки и образования, историография, история и культура российских немцев.
Трудовая деятельность: 1977–1978 – учитель истории ср. шк. № 54 (Караганда); 1979–1982 – учитель истории и обществоведения ср. шк. № 178 и № 153 (Новосибирск); 1982–1996 – работа в экспозиц. отд. Омск. гос. ист.-краев. музея (мл. науч. сотр., ст. науч. сотр., зав. отд.); 1998–2009 – науч., ст. науч. сотр. С.-Петербург. фил. Ин-та истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (СПб Ф ИИЕТ РАН).
Членство в научно-исследовательских и общественно-политических обществах (организациях): МАИИКРН (сент. 1995); Научная комиссия по изучению немцев из России и в СНГ (Германия) (чл.-кор. с 2005, действ. чл. с нояб. 2008).
Награды и признания:
Лауреат почетной премии по культуре имени Георга Дехио 2013 года (Georg Dechio-Kulturpreis 2013)
Лауреат Всероссийского конкурса 2014 г. «Лучшие имена немцев России» в номинации в области науки им. Б.В. Раушенбаха
Автор и организатор музейных выставок и экспозиций:
Литература:
Учительская династия Янцен: трансформация времени и судеб // Vor dem Vergessen bewahren. Festschrift für Alfred Eisfeld zum 70. Geburtstag = Уберечь от забвения. Юбилейный сборник к 70-летию Альфреда Айсфельда. – С. 167-193.
Рассказ «Питомцы»: правда и вымысел о «питомническом промысле» петербургских колонистов // Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX века). Вып. 12. СПб, 2019. С. 304-324.
Mennonite Schools and the Russian Empire: The Transformation of Church-State Relations in Education// Minority Report: Mennonite Identities in Imperial Russia and Soviet Ukraine Reconsidered, 1789-1945. / edited be Leonard G. Friesen. - University of Toronto Press: Toronto, Buffalo, London, 2018. – 85-109 pp.
Этнографические материалы о немцах Поволжья в фонде Е.Г. Кагарова // Ежегодник Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. – 2018. - № 4. – С. 233-244.
Эмиграция в Америку: письма учителя В.П. Нейфельда // Ежегодник Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. – 2018. - № 4. – С. 268-293.
Немецкие колонии Новгородской губернии в первое десятилетие Советской власти, 1918-1927
«Питомнический промысел» в немецких колониях под Петербургом // Ежегодник МАИИКРН. - 2017. - № 3. - С. 73-96.
История фотографии: портрет С. Ю. Витте в личном фонде Г. Г. Писаревского // Ежегодник МАИИКРН. – 2016. – № 2. – С. 86–95.
«Немецкая линия» в судьбе садовода Л. М. Ро: поиск, гипотезы, факты // Вопросы германской истории. – Днепропетровск, 2016. – С. 58-85.
Юбилеи петербургских колоний как фактор формирования общероссийской идентичности колонистов // Образование, жизнь и судьба немецких поселений в России: материалы 15-й Международной научно-практической конференции, Маркс, 5-9 августа 2015 г. - С. 97-109.
Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев: 20 лет деятельности // Ежегодник МАИИКРН. – 2015. – № 1. – С. 10–26.
Антинемецкие настроения в университетском сообществе и судьба профессора Ф.И. Кнауэра // Вiсник Одеського iсторико-краєзнавчого музею. – № 14. – Одесса: Астропринт, 2015. – С. 24–30.
Ленинградский период деятельности Е. Г. Кагарова: вклад в изучение этнографии немцев СССР / И. В. Черказьянова // Харківський історіографічний збірник. – 2014. – Вип. 13. –С. 180–203.
Probleme des deutschsprachigen Bildungswesens in Russland in den Jahren des Ersten Weltkriegs // Loyalität, Legitimität, Legalität. Zerfalls-, Separations- und Souveränisierungsprozesse in Ostmittel- und Osteuropa 1914–1921. – S. 50–62.
Диссертация Эриха Коха о петербургских колонистах: между наукой и политикой // Российские немцы: Научно-информационный бюллетень. – 2014. – № 3–4. – С. 17–20.
Учебники для немецкой сельской школы последней трети XIX – начала XX в. // «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: Сб. ст. / Ред. В. Безрогов, Т. Маркарова. – С. 186–209.
К 250-летию манифеста Екатерины II о приглашении иностранных колонистов в Россию // Немцы в Санкт-Петербурге: Биографический аспект (XVIII – XX века). Вып. 8 / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [отв. ред.: Т.А. Шрадер]. - СПб, 2014. - С. 7-16.
Дмитрий Владимирович Цветаев и Григорий Григорьевич Писаревский (к вопросу о формировании взглядов на иностранную колонизацию в России) // Два с половиной века с Россией (к 250-летию начала массового переселения немцев в Россию): Материалы 4-й международной научно-практической конференции. Москва, 24–27 августа 2012 г. – С. 20-33.
Das Abreißen der russisch-deutschen Wissenschaftskontakte während des Ersten Weltkriegs und ihre Wiederaufnahme zu Beginn der 1920er Jahre // Besetzt, interniert, deportiert. Der Erste Weltkrieg und die deutsche, jüdische, polnische und ukrainische Zivilbevölkerung im östlichen Europa / Hrsg. von A. Eisfeld, G. Hausmann, D. Neutatz. – S. 351–371.
Историко-этнографическое исследование советских немцев в Академии наук СССР в 1920–1930-е годы // Миллеровские чтения: К 285-летию Архива Российской академии наук: Сб. научных статей по материалам Межд. научной конференции 23—25 апреля 2013 г., Санкт-Петербург. – С. 494–500.
Отражение немецкой темы в музейной практике: прошлое и современность // BiZ-Bote. – 2012. – № 1–2.
Выставка о Стрельне: методика реконструкции истории исчезнувшего поселения // BiZ-Bote. – 2012. – № 1–2. – С.52–59.
Немецкая школа в Российской империи и СССР // BiZ-Bote. – 2012. – № 3–4. – С. 26–33.
Депортация советских немцев: психологические последствия и влияние на гражданскую идентичность и внутренний мир // Гражданская идентичность и внутренний мир российских немцев в годы Великой Отечественной войны и в исторической памяти потомков: Материалы XIII международной научной конференции. Москва, 21–23 октября 2010 г. – С. 77–87.
Депортация немцев из Ленинграда и Ленинградской области // «Выселить с треском». Очевидцы и исследователи о трагедии российских немцев: Сб. научн. статей и воспоминаний. – С. 215–241.
Военная судьба немцев Ленинграда и Ленинградской области (1941–1945) // Начальный период Великой Отечественной войны и депортация российских немцев: взгляд и оценки через 70 лет: Материалы 3-й междунар. науч.-практ. конференции. Саратов, 26–28 августа 2011 г. – С. 493–520.
Выставка «Стрельнинская немецкая колония под Санкт-Петербургом»: опыт реконструкции истории исчезнувшего поселения // Вiсник Одеського iсторико-краєзнавчого музею. – № 10. – С. 142–146.
Развитие системы немецкого народного образования на территории Одесского учебного округа в 1880-х – 1910-х гг. // Науковий вiсник Миколаïвського нацiонального унiверситету iменi В.О. Сухомлиньского: Збiрник наукових праць. – Вип. 3.30: Iсторичнi науки. – С. 156–167.
Диссертационные исследования о российских немцах: проблемы постсоветского информационного пространства // Немцы новой России: проблемы и перспективы развития: Материалы 2-й международной научно-практической конференции. Москва, 7–9 декабря 2009 г. – С. 91–95.
Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев. 1995-2010 : справочник
Стрельнинская немецкая колония под Санкт-Петербургом (200-летию основания посвящается) : каталог образовательной выставки
Немецкая колония в Стрельне: образы прошлого и настоящего // Константиновские чтения – 2010: Константиновичи и Стрельна (к 510-летию Стрельны): Сб. материалов науч. конф. 27 окт. 2010 г. – С. 112–129.
Bauern und Bildung in Russland im 19. Jahrhundert am Beispiel der Deutschen, Russen, Bulgaren, Tataren und Baschkiren // Gemeinsam getrennt: Bäuerliche Lebenswelten des späten Zarenreichs in multiethnischen Regionen am Schwarzen Meer und an der Wolga / Hrsg. von Herdt, Victor / Neutatz, Dietmar. – S. 85–103.
Диссертационные исследования о немецком населении СССР (1920-1980-е гг.) / И. В. Черказьянова // Вопросы германской истории. – 2010. – С. 127–142.
Великий князь Константин Константинович и «немецкий вопрос»: эпизоды жизни времен Первой мировой войны // Вопросы германской истории: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С.И. Бобылева. – С. 59–66.
Депортация российских немцев и ее психологические последствия // Материалы Российско-Немецкой конференции «Травма прошлого в России и Германии: психологические последствия и возможности психотерапии». Москва, 27–29 мая 2010 г. – С. 189–203.
Изучение немецкого населения Крыма как фактор развития российско-украинских научных связей // Материалы III межд. научно-теоретической конференции "Социально-политические и культурные проблемы современности". - С. 782-785.
Русификация российских немцев: политика государства, компромиссы и протесты общества // Этнические немцы России: Исторический феномен «народа в пути»: Материалы XII межд. научн. конференции. Москва, 18–20 сентября 2008 г. – С. 37–59.
Летопись диссертаций по истории и культуре российских немцев (1960-е - 2009 гг.)
Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев и развитие историографии о немецком населении (1990–2000-е гг.) // Этнические взаимодействия на Южном Урале: Сб. научн. трудов / Отв. ред. А.Д. Таиров, Н.О. Иванова. – С. 184–185.
Проблема немецкоязычного образования в России в годы Первой мировой войны // Вопросы германской истории: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С.И. Бобылева. – С. 65–82.
Школьное образование российских немцев: проблема взаимодействия государства, церкви и общества : 1830-е - 1917 гг. : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.02
Исторический опыт самоорганизации российских немцев в сфере образования // Немцы России: исторический опыт и современные проблемы самоорганизации: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29–30 октября 2007 г. – С.92–96.
Внешкольное образование как фактор общего культурного подъема российских немцев в конце XIX – начале ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. – № 310. – Май 2008 г. – С. 97–99.
История школы российских немцев XIX – начала ХХ в. в терминах и понятиях // Вестник Челябинского государственного университета. – Вып. № 18. – 2008. – С. 39–46.
Государственная регламентация деятельности школ немецких колонистов в первой половине XIX в. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2008. – № 3 (22). – С. 148–152.
Die Kinder der Russlanddeutschen unter den Verhältnissen von Deportation, Trudarmee und Sondersiedlung // Von der Autonomiegründung zur Verbannung und Entrechnung. Die Jahre 1918 und 1941 bis 1948 in der Geschichte der Deutschen in Russland / Hrsg. A. Eisfeld. – S. 180–203.
Немцы – российские ученые в годы Первой мировой войны: эпизоды из истории Академии наук // Вопросы германской истории: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С.И. Бобылева. – С. 23–33.
Немецкие начальные школы Российской империи в XIX – начале XX в. (историко-статистический аспект) // Изв. ОГИК музея. – № 14. – С. 219–228.
Передача немецких школ в Министерство народного просвещения: проблема взаимоотношений государства, церкви и общества // Российское государство, общество и этнические немцы: основные этапы и характер взаимоотношений (XVIII–XXI вв.): Материалы XI международной научной конференции. Москва, 1-3 ноября 2006 г. – С. 136–151.
Что читали немецкие колонисты в XIX – начале XX века // Немцы Сибири. Культура. – 2007. – № 13. С. 1–5.
Историография и источниковедение немецкой школы в Сибири (конец XIX в. – 1930–е гг.) // Немцы в Республике Коми и на Европейском Севере: история и культура: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Редкол.: О.Ф. Штралер (отв. ред.) и др. – Сыктывкар, 2007. – С. 166–176.
Карасан – культурный и духовный центр меннонитов Крыма// История немецкой колонизации в Крыму и на юге Украины в XIX– XX вв.: Материалы междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию переселения немцев в Крым, 6–10 июня 2004 г. / Сост. Ю. Н. Лаптев. – С. 101–113.
Ссыльные лютеране в Сибири в XIX в.: проблема языковой и религиозной идентичности // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. – 2007. – № 2. – С. 32–35.
Работы Г.Г. Писаревского о колонизации в контексте отечественной историографии конца XIX – начала XX века // Вопросы германской истории: Немцы Украины и России в конфликтах и компромиссах ХIХ–ХХ вв.: Материалы междунар. науч. конф. Днепропетровск, 24–27 сент. 2007 г. / Отв. ред. С.И. Бобылева. – С. 266–287.
Круг чтения немецких колонистов в конце XIX в. // Вестник Одесского историко-краеведческого музея. – С. 143–145.
Немецкая национальная школа Сибири в годы советской власти // Культура. Немцы Сибири: Информационно-методический бюллетень. – 2006. – № 10. – С. 22–27.
Центральные немецкие училища Поволжья в 1833―1917 годах (По материалам Национального архива Республики Татарстан) // Немцы Сибири: история и культура: Материалы 5-й Межд. науч.-практ. конф., Омск, 16―18 мая 2006 г. / Отв. ред. Т.Б. Смирнова, Н.А. Томилов. – С. 259–266.
Немецкая национальная школа в России: исторический опыт функционирования // Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности: Материалы международной научной конференции. Саратов, 14–19 сентября 2004 г. – С. 8–28.
История немецкой школы Сибири (дореволюционный период) // Культура. Немцы Сибири: Информационно-методический бюллетень. – 2005. – № 9. – С. 13–19.
Проблема подготовки немецких учителей в России и Сибири в конце XIX – первой трети XX вв. // Немцы в Сибири: история, язык, культура. Материалы междунар. науч. конф., г. Красноярск, 13–16 окт. 2004 г. / Отв. ред. В.А. Дятлова. – С. 293–307.
А.А. Клаус – первый официальный историограф российских немцев // Фигуры истории, или «общие места» историографии. Вторые Санкт-Петербургские чтения по теории, методологии и философии истории / Отв. ред. А.В. Малинов. – С. 365–370.
Официальная историография о российских немцах XIX века: работы А.А. Клауса // Вопросы германской истории: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С.И. Бобылева. – С. 165–174.
Воспоминания В.П. Вильмсена как источник для повседневной истории меннонитов Крыма и Сибири // Изв. ОГИК музея. – № 11. – С. 279–290.
Национально-языковое строительство в СССР и судьба немецкой школы в 1920–1930-е гг. // Ключевые проблемы истории российских немцев: Материалы X международной конференции. Москва, 18–21 ноября 2003 г. – С. 225–252.
Профессор П.Э. Соколовский во главе Харьковского учебного округа // Университеты: Наука и просвещение. Научно-популярный журнал. – 2004. – № 3. – С. 64–73.
Центральные училища: к вопросу о русификации и самоизоляции немцев = Central schools: discourse on the russification and self-isolation of Germars in Southern Ukraine // Молочна–2004: Менонiти I iх сусiди (1804–2004). Междунар. наук. конф. Запорiжжя, Украiна. 2–5 червня 2004 р. = Molochna–2004: Mennonites and their Neighbours (1804 – 2004). An International Scholarly Conference Zaporizhia, Ukraine June 2–5, 2004. – С. 100–103 (рус.), 133–136 (анг.).
Историко-этнографическая реконструкция хроники семьи Бехтгольд // Вопросы германской истории: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С.И. Бобылева. – С. 148–158.
Школьное образование российских немцев (проблемы развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII–XX вв.)
Состояние немецкого национального образования в СССР и на постсоветском пространстве в 1950–1990-е гг. // Немецкое население в постсталинском СССР, в странах СНГ и Балтии (1956–2000 гг.): Материалы IX международной научной конференции. Москва, 4–7 ноября 2002 г. – С. 247–258.
И.И. Редовский: судьба ученого, судьба научного наследия // Русско-немецкие научные связи в биологии и медицине. – Вып. 4. – 2003. – С. 106–117.
Попытки возрождения немецкого национального образования в СССР в 1950 – начале 1990-х гг. // Немцы Сибири : история и культура : материалы IV межд. научно-практич. конференции. Омск, 29–31 мая 2002 г. / отв. ред. Н. А. Томилов, Т. Б. Смирнова. – С. 73–78.
Научные связи Вольного экономического общества с Йенским обществом естествоиспытателей // Немцы в России: Три века научного сотрудничества: Сб. статей / Отв. ред. Г.И. Смагина. – С. 196–209.
Научные связи между Петербургом и Йеной в конце XVIII – начале XIX вв. // Вопросы германской истории: Сб. науч. тр. / Отв. С.И. Бобылева. – С. 63–75.
Учителя-немцы, работавшие в немецких школах Омской области в 1900-е – 1930-е гг. // Изв. ОГИК музея. – № 10. – С. 233–246.
Обострение проблемы использования немецкого языка в прифронтовых областях России в годы Первой мировой войны // Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие (1871–1941): Сб. материалов межд. научн. конференции. Москва, 13–16 октября 2001 г. – С. 314–328.
Лютеранские приходы Западной Сибири и Урала: к проблеме о лояльности к иноверцам в России // Этнические взаимодействия на Южном Урале: Тезисы докладов. – С. 194–196.
The Mennonite Schools in Siberia from the Late Nineteenth Centuty to the 1920s // Journal of Mennonite Studies. University of Winnipeg / Editor Royden Loewen. – 2002. – Vol. 20. – С. 9–26.
Российские ученые – члены Йенского общества естествоиспытателей // Русско-немецкие связи в биологии и медицине. Вып. 3: Между наукой и идеологией / Отв. ред. Э.И. Колчинский. – С. 46–59.
Проблема подготовки учителей немецких школ Сибири в 1920-е–30-е гг. // Германия – Центральная Азия: диалог культур, история, современность, перспективы. – С. 259–274.
«Увы, я остзеец!» (об отставке попечителя Харьковского учебного округа в 1915 г.) // Вопросы германской истории: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С.И. Бобылева. – С. 67–74.
Школа пленных шведов в Тобольске: опыт культурных контактов России и Германии начала XVIII в. // Немцы в России: русско-немецкий диалог: Сб. ст. – С. 155–168.
Первые учителя немецких школ в Сибири // Вопросы германской истории: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С.И. Бобылева. – С. 124–135.
Судьбы детей советских немцев в годы Великой Отечественной войны // Немцы СССР в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие, 1941-1955 гг. : материалы 7-й международной научной конференции, Москва, 19-22 октября 2000 г. - С. 84-97.
Вопрос о судьбе немецкой школы Российской империи в годы Первой мировой войны // Немцы России и СССР. 1901–1941: Материалы международной научной конференции. – С. 71–96.
Рецензия: Немцы в Сибири: Сб. документов и материалов по истории немцев Сибири. 1895 – 1917 / Сост. П. Вибе.– Омск, 1999 // Исторический архив. – 2000. – № 4. – С. 218–220.
Организация духовной жизни лютеран Сибири: хроника событий. XVIII в. – 1919 г. // Изв. ОГИК музея. – № 8. Омск: ОГИК музей, 2000. – С. 207–226.
Немецкая школа Сибири и Северного Казахстана в конце XIX – начале XX вв. // Культура немцев Казахстана: история и современность: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Алматы, 9–11 октяб. 1998 г. – С. 7–16.
Дореволюционная меннонитская школа в Сибири // Филологический ежегодник. – Вып. 2. – Омск: ОмГУ, 1999. – С. 128–134.
Хронологический перечень событий истории немецкой школы Сибири (XVIII в. – 1919 г.) // Изв. ОГИК музея. – № 7. – Омск: ОГИК музей, 1999. – С. 224–237.
Немецкая национальная школа в Сибири : Конец XIX в.-1938 г. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02
Автономность школы как фактор сохранения языка и культурных традиций немцев Сибири // Немцы и развитие образования в России. – С. 251–260.
Влияние переселенческих процессов на становление немецкой школы в Сибири // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект: Материалы международной научной конференции. Анапа, 26–30 сентября 1997 г. С. 145–158.
Закрытие немецких национальных школ в Сибири как следствие усиления репрессивной политики государства в 1930-е годы // Музей и общество на пороге XXI века. Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 120-летию Омск. гос. ист.-краевед. музея. – С. 125–128.
Городские немецкие школы Сибири (конец XIX – 1917 г.) // Протестантизм в Сибири: история и современность: Материалы междунар. науч. конф. «Протестантизм в Сибири» 26–28 мая 1998 г. – С. 169–172.
Появление рационалистических сект немцев и русских в Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. // Россия и Восток: филология и философия: Материалы IV междунар. науч. конф. «Россия и Восток: проблемы взаимодействия». – С. 236–239
А.И. Фогель – основоположник хирургического дела в Омске // Немцы. Россия. Сибирь: Сб. ст. / Под ред. П.П. Вибе. – С. 233–239.
Немецкая дореволюционная школа Сибири: возникновение и проблемы развития // Немцы. Россия. Сибирь: Сб. ст. / Под ред. П. П. Вибе. – С. 99–129.
Религиозные общины меннонитов и баптистов в Западной Сибири // Немцы. Россия. Сибирь: Сб. ст. / Под ред. П. П. Вибе. – С. 79–98.
Политика русификации в немецкой дореволюционной школе Сибири // Изв. ОГИК музея. – № 5. – Омск: ОГИК музей, 1997. – С. 160–171.
Полевые заметки о поездке в немецкие села Омской области летом 1995 года // Изв. ОГИК музея. – № 5. – Омск: ОГИК музей, 1997. – С. 236–247.
Каталог этнографической коллекции российских немцев в собрании Омского государственного историко-краеведческого музея
Семья Нейфельд–Вильмсен – учителей меннонитских школ // Проблемы археологии, истории и методики преподавания. – С. 52–62.
Документы Министерства народного просвещения и Западно-Сибирского учебного округа как источник по истории немецкой дореволюционной школы Сибири // Вопросы историографии, истории и археологии. – С. 65–68.
Школа в немецкой переселенческой деревне Сибири // Народонаселенческие процессы в региональной структуре России XVIII – ХХ вв. Материалы междунар. науч. конф. 19 – 21 марта 1996 г. – С. 131–133.
Выставка «Немцы в Сибири» в Омском государственном историко-краеведческом музее // Изв. ОГИК музея. – № 4. – Омск: ОГИК музей, 1996. – С. 84–98.
Немцы в Сибири // Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск). – 1995. – № 3–4. – С. 34–35.
Проблемы советских немцев в музейной экспозиции (из опыта работы) // Немцы Сибири: история и культура: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – С. 68–70.