02 Сентября 2012

Началось составление реестра мест, сохраняющих этнокультурное наследие российских немцев

В течение нескольких недель августа в немецких национальных районах Омской области и Алтайского края, а также в Марксовском районе Саратовской области участники научных экспедиций переписывали объекты, отвечающие критериям «самобытного традиционного этнического и музыкального наследия российских немцев». Их цель: составить реестр поселений, сохраняющих этнокультурное наследие немцев.

В течение нескольких недель августа в немецких национальных районах Омской области и Алтайского края, а также в Марксовском районе Саратовской области участники научных экспедиций переписывали объекты, отвечающие критериям «самобытного традиционного этнического и музыкального наследия российских немцев». Их цель: составить реестр поселений, сохраняющих этнокультурное наследие немцев.

 

Наверное, у экспедиций была и еще одна цель – провести мероприятие, предусмотренное федеральной целевой программой «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008–2012 годы». Задача пункта 3.2. раздела «Мероприятия в сфере развития традиций и культуры» стояла такой: «создание реестра поселений, сохраняющих самобытное традиционное этническое и музыкальное наследие российских немцев». И вот, на пятый год действия программы, у ее заказчиков и исполнителей дошли руки и до реестра.

 

В экспедициях, проводимых Международным союзом немецкой культуры совместно с Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев при финансовой поддержке Министерства регионального развития РФ и Министерства иностранных дел ФРГ, приняли участие ученые, аспиранты, краеведы и студенты. Сбор материала проводился по определенной структуре для дальнейшего занесения в реестр, который представляет собой перечень поселений с указанием видовой принадлежности объектов культурного наследия. Реестр создается для того, чтобы сделать известными поселения, сохраняющие наследие российских немцев, защитить в дальнейшем от исчезновения объекты традиционного наследия. Реестр – это всего лишь первый этап в деле сохранения культурного наследия. В дальнейшем, пока, правда, не ясно на какие средства, предполагается расширение реестра за счет включения в него поселений, находящихся на территории других районов Поволжья, Омской области, Алтайского края, а также других регионов России, исторически связанных с культурой российских немцев. Также предусмотрена паспортизация объектов культурного наследия и оформление заявок на включение уникальных объектов в региональные реестры культурного наследия.

 

«Мы определяем объекты, несущие образующую поселение символику – музейные коллекции, рощи и котлованы первопоселенцев, общественные колодцы и монументы, новейшие фермы и развалины, имеющие легенду или могущие ее обрести, – рассказывает участник экспедиции в Омской области Андриан Охотников, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН.

 

«Дело нужное, – убеждена профессор Татьяна Смирнова, один из руководителей экспедиции. – Важно знать, сколько культуры немецкой в России осталось, где какие объекты находятся. Чтобы не случилось, как в нашей Александровке – разрушили уникальную мельницу 1905 года (другой такой во всей Сибири не было) и построили «Бабкины семечки». Им места мало было?  И это в Азовском районе! Что уже про другие места говорить? Вместе с уничтожением памятников уничтожается память о вкладе немцев в российскую историю, не случайно это однокоренные слова».

 

Другой руководитель экспедиции профессор Аркадий Герман объясняет: «Такое обследование позволяет увидеть состояние на сегодняшний день остатков материальной культуры российских немцев, уникальных групп или отдельных уникальных людей из среды российских немцев. Следовательно, можно на основе достаточно репрезентативной выборки по трем регионам составить общее представление о современном культурном наследии, выделить отдельные знаковые для российских немцев объекты и постараться решить вопрос об их сохранении. Конечно, это очень сложно и проблемно сделать в наших условиях, но все же, как представляется, можно».

 
Предполагается, что с реестром поселений, созданным по результатам экспедиций этого года, можно будет познакомиться на портале RusDeutsch. Впоследствии можно будет поставить вопрос  об общественном и благотворительном участии в создании условий для реставрации и сохранении отдельных памятников, включения их в общенациональную систему охраны памятников истории.

 

Кстати, Андриан Охотников видит и другое возможное использование результатов экспедиции: после экспертизы и каталогизации объектов, восстановления и оптимизации их социальных функций, их можно было бы, по его мнению, подготовить к экспонированию в рамках программ «зеленого» и краеведческого туризма. «В Азовском немецком национальном районе есть смысл оформлять локальные историко-культурные парковые зоны, прежде всего в Цветнополье и Звонаревом Куте, которые могли бы обслуживать местные жители», – считает молодой ученый.

 

Ольга Силантьева

АРХИВ НОВОСТЕЙ
Институт этнокультурного образования - BiZ