01 Мая 2024

Конкурс студенческих работ Института этнокультурного образования

18–20 апреля в Москве проходил финал VII всероссийского конкурса студенческих научных проектов на тему «Школа, гимназия, университет в российско-германском дискурсе (к 300-летию со дня рождения Иммануила Канта)», проводимого Институтом этнокультурного образования.



18–20 апреля в Москве проходил финал VII всероссийского конкурса студенческих научных проектов на тему  «Школа, гимназия, университет в российско-германском дискурсе (к 300-летию со дня рождения Иммануила Канта)», проводимого Институтом этнокультурного образования.

В конкурсе приняли участие студенты и аспиранты исторических, философских, теологических, культурологических специальностей. В финал вышли 10 участников из разных городов – Барнаул, Горно-Алтайск, Новосибирск, Псков, Омск, Москва. Многие смогли приехать и защитить проект очно, часть конкурсантов подключились онлайн. 

Российско-немецкий дом традиционно стал площадкой, где юные исследователи смогли выступить со своими научными изысканиями, услышать мнение старших коллег и обменяться опытом с единомышленниками, а также завязать знакомства.

Ежегодно конкурс проходит в два этапа. Первый этап – заочный. В этом году до 1 марта экспертная комиссия изучала работы претендентов и отбирала финалистов. Главное требование к проектам – это должно быть самостоятельное научное исследование. Авторы самых интересных проектов проходят во второй этап. Он проходит в формате очных защит. Одна из членов жюри конкурса, профессор Наталья Ростиславлева отмечает, что всегда ждет от конкурсных работ «научной достоверности».

В этом году организаторы приурочили конкурс к трехсотлетнему юбилею Иммануила Канта. Великий немецкий философ интересовался вопросами образования и оказал большое влияние на реформирование системы образования в немецких государствах. В этой связи молодым исследователям предложили сфокусироваться на вопросах, касающихся роли и судьбы Канта в российско-немецкой истории; принципах немецкого классического университета; роли немецкого образовательного опыта в российских учебных заведениях; знаковых фигурах европейского просветительства в контексте российского образования. Большой блок тем был посвящен немцам в системе российского образования и в просветительской деятельности в России. В частности, немецкому опыту при создании Петербургской академии наук, немцам-учителям в дворянских семьях и образовательным учреждениям немцев в Петербурге, Москве, Поволжье и на Юге России.

Желание принять участие в конкурсе подстегнуло некоторых участников расширить область своих научных интересов. Так, аспирантка из Новосибирска Евгения Скоп, так прокомментировала свою тему: «Поскольку тема моей диссертации – это немецкая семья, мне было очень интересно исследовать еще и немецкую школу и ее историю появления в Западной Сибири».

Конкурс проектов проводится в седьмой раз. Его цель –популяризировать в молодежной среде вклад ученых из числа российских немцев в развитие России, стимулировать изучение истории обеих стран, стать платформой для культурного и научного диалога между ними. Кроме того, организаторы стремятся поощрить студентов к активному участию в научной деятельности и способствовать развитию их научного потенциала. Участник из Москвы Леонид Самышкин признался: «Для меня этот конкурс и научные мероприятия вообще – это прежде всего площадка для диалога. Это новые люди, новые научные ракурсы и проблемы».

Призеры и победители получают возможность опубликовать статью на основе своего исследовательского проекта в одном из ведущих российских научных журналов, входящих в перечень ВАК. Вместе с тем, организаторы помогают талантливым студентам и аспирантам сделать дальнейшие шаги в науке – не только путем предоставления возможности опубликоваться, но и давая возможность выступить на международных конференциях. 

Конкурс способствует изучению новых аспектов в истории и культуры российских немцев. Это значит, что все больше и больше глав российско-немецкой истории открываются, внимательно изучаются и становятся доступны большому кругу заинтересованных. До нового конкурса в 2025-м!

Анастасия Матюшина (Москва), журналист

Теги: #конкурс

АРХИВ НОВОСТЕЙ
Институт этнокультурного образования - BiZ